Бизнес-план. 7 распространенных ошибок. Как не обмануть себя?

Давайте для начала разберемся, что такое бизнес-план?
Мое мнение, что бизнес-план это: Стратегический документ, отражающий суть бизнеса, его цели, финансовую зрелость, адекватность идеи и готовность команды исполнить задуманное. За последнее время, через меня прошло около 60 бизнес-планов, как от действующего бизнеса так и от стартапов, желающих получить недорогой кредит или продать долю в бизнесе. Для кого он готовится? В первую очередь для себя, а потом уже для инвестора или иного финансового института. В начале я смотрел на предоставленную информацию с эмоциями, что мешало объективно оценить цифры и факты. Сейчас у меня иной подход. И так начнем, типовые ошибки которые часто повторяются в бизнес-планах:

1) Использование типового бизнес-плана.
Желательно не использовать типовой или полностью готовый, где-то взятый бизнес-план, это сильно сказывается на качестве цифр и логике обоснования. Особенно если взяты российские или американские аналоги компаний. Там все иначе: объем рынка, доли рынка, стоимость кредитов, покупательская способность, маржинальность итд. Все должно быть своим, каждая цифра должна быть настоящей и адекватной рынку.

2) Сначала затраты, потом продажи. Не стоит "прятать" затраты.
Это значительно отодвигает точку безубыточности проекта и тем более точку окупаемости в реальности. Основа любого бизнеса- продажи! Нет продаж-нет бизнеса. Уделите больше внимания маркетингу и продажам, а не специфике производства .Мы в Bizmaker, всегда объясняем студентам, что продавать важно начинать до старта проекта. Встречайтесь с Ц.А.(целевая аудитория\потенциальные покупатели), рассказывайте им о проекте, спрашивайте их мнение и готовность купить, с заинтересовавшимися составляйте договора намерения, мне удавалось даже получать предоплату. Думайте о том, как вы будете продавать свой продукт\услугу. Создать, что-то новое очень сложно, но еще сложнее это продать. Предварительные продажи, дадут вам понимание конверсии из оповещенной Ц.А. в заинтересованных, а потом и  купивших. Это реальные цифры, которые помогут при планировании маркетинга и оценки реальности продаж!

3) Феноменальная прибыль проекта. Не пытайтесь раздувать цифры доходности проекта, всегда учитывайте то, что первое время придется возвращать кредит. Так же, детально опишите все затраты проекта, разделив их на: капитальные, производственные, коммерческие, административные и НАЛОГИ! Очень редко в бизнес-плане отражают налоги, а это простите 12% НДС, 20% КПН , Соц. отчисления от 10%, Роялти 10-15% ( если работаете с нерезидентами и интеллектуальной собственностью), имущественный налог, земельный налог, налог на транспорт, за загрязнение окружающей среды ( если производство или складирование), налог на размещение рекламы, прочие выплаты вкл. лицензии, пошлины итд. Другми словами, опишите реальные затраты (+) плюс риски и реальные доходы (-) минус риски. Лучше распишите пессимистичный план, на первый год или два, а дальше поднимайте ставку доходности, при этом можно сравнивать доходность с обычной ставкой банковского депозита в 10%, этого будет достаточно в большинстве случаев. Лучше немного превзойти ожидания инвестора, чем показывать постоянные отрицательные отклонения.

4) Обилие специфической терминологии.
Я если честно, начинаю себя некомфортно чувствовать, если не понимаю, о чем идет речь. Такой же конфуз я замечал и у других членов комиссии и инвесторов, на различных мероприятиях, где меня приглашают экспертом. Приходится записывать незнакомые слова, искать их значения в интернете... того хуже, если это живая презентация, начинаешь отвлекаться, терять суть и смысл проекта. Будьте проще, знание проф. терминологии, это совсем еще не показатель вашего профессионализма. Лучше выучите "Язык инвестора"- ROI, IRR, CF, рентабельность, окупаемость...так вы станете ближе к человеку принимающему решение и вникните в суть интересующей его информации.

5) Сроки и цели проекта занижены.
Не занижайте срок реализации проекта и четко опишите цели, результаты, необходимые ресурсы и технологии.

6) "Мутная" схема возврата инвестиций.
Сроки и этапы погашения заемных средств, должны быть четким и реальными, отсутствие такой информации, всегда ставит под сомнение решение в вашу пользу.

7) Элементарные ошибки.
Самая распространенная ошибка, когда путают маржу и наценку и потом используют неправильную исходную цифру во всех расчетах. Поясняю:

Наценка = (Цена продажи - Себестоимость) / Себестоимость * 100%
Маржа = (Цена продажи - Себестоимость) / Цена продажи * 100%

<script>
  (function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){
  (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o),
  m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m)
  })(window,document,'script','//www.google-analytics.com/analytics.js','ga');

  ga('create', 'UA-53879729-1', 'auto');

  ga('send', 'pageview');


</script>

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как сформировать кадровый резерв в стране?

Ментор, советник, наставник. Кто он, как влияет на вашу жизнь и бизнес? Как его выбрать?